Археологический комплекс Салачик
Нa востоке г. Бахчисарая на «пятачке» у слияния трех ущелий (Бахчисарайского, Ашлама-Дере и Мариам-Дере) сосредоточены многочисленные и в то же время уникальные археологические, исторические, архитектурные, природно-ландшафтные памятники.
Архитектурно-археологический комплекс Тюрбе хана Хаджи Гирея и Зынджирлы-медресе (второй половины 15 – первой половины 16 вв.) называется Салачикскими памятниками древности. Эти памятники образуют целостную пространственную композицию, принадлежат к одной культуре и отражают множество граней и событий жизни крымского населения.
Добраться до Салачика (внимание: горожане и таксисты чаще говорят – Староселье) легко: автобусом от ж/д вокзала Бахчисарай, автостанции, базара. Интервал движения в будние дни летом не превышает 10 минут.
Путь ведет в направлении по главной когда-то улице Крымского ханства и проходит Старым городом, еще сохраняющим колорит средневековой восточной, часто 1,5-2-этажной застройки. Встречаются балконы и окна с мушараби – деревянными решетками, защищающими, подобно жалюзи, от солнца, вентилирующими и одновременно позволяющими скрытно наблюдать за происходящим на улице.
Поскольку расстояние от ж/д вокзала до Салачика не превышает 4-5 км, то можно, особенно утром, пройтись пешком. По сути дорога на Салачик относится к категории «иди прямо, никуда не сворачивай». Она состоит из четырех улиц, незаметно перетекающих одна в другую: начинается улицей Ракитского, переходит на улицу Ленина, ведет мимо Ханского дворца (наиболее известной достопримечательности Бахчисарая), затем – улицами Гаспринского, Басенко.
Знаменитое Бахчисарайское ущелье начинается с ул. Ленина. Его скалистые склоны непрерывно и круто повышаются и за Ханским дворцом ущелье превращается в узкий проезд в отвесных почти стометровых скалах. Через 2 км дорога выходит на развилку двух других ущелий – Ашлама-Дере и Мариам-Дере. Здесь, на распутье трех дорог, и расположился Салачик.
Еще на рубеже 19-20 вв. этот район был весьма оживленным пригородным селением г. Бахчисарая. Некоторое время Салачик, по-видимому, мог обладать сомнительной репутацией, поскольку здесь, в домишках у крутых скал или в самих скалах, вдали от бахчисарайского полицмейстера, некогда таборовались цыгане, причем значительным, в несколько тысяч человек, числом. В память о цыганах близлежащая Ашлама-Дере у местного населения до сих пор называется Цыганской балкой. Но обратимся к цели нашего путешествия – Салачикским древностям.
Современная наука относит Салачикский комплекс к важнейшим средневековым памятникам, которые в полной мере отражают развитие и уровень мусульманской культуры в Крыму. В целом, Салачикские древности образуют смысловое, событийное и пространственно-временное единство. Салачикский комплекс отвечает многим строгим критериям культурной ценности и исключительности.
Во-первых, древностью: составляющие его памятники датируются средневековым временем. В последнем случае геометрический и растительный орнамент, каллиграфия, начиная от почерка «талик» до почерка «сульс»; каменная орнаментика – все это играет роль кодированного послания, адресованного нам, современникам, от средневековой политической, художественной и ученой элиты, мастеров раннего Крымского ханства, выражением их восприятия мира. Таким образом, этот ансамбль как объект культурного наследия является образцом законной гордости как для крымско-татарской, так и российской культуры.
Архитектурно-археологический комплекс Тюрбе хана Хаджи Гирея и Зынджирлы-медресе представляет собой группу компактно застроенных сооружений разного функционального назначения, подчиняющихся единому градостроительному замыслу и сооруженных в одном историческом периоде.
Туристический интерес к Салачикскому комплексу во многом обусловлен расположением его в прекрасной по климатическим и экологическим показателям местности. В этой предгорной и лесной зоне свободно дышится и легко переносится даже самая жаркая погода. Здесь в прекрасном сочетании (40:40:20) смешиваются три вида воздуха – степной, горный и морской (чудесные пляжи находятся в двух десятках километров от Бахчисарая). Живописные окрестности в виде чередования красивых обводненных ущелий и горных плато создают особый ритм каждому проведенному часу в этом уголке природы.
Сегодня часть зданий комплекса уже обрела вторую (точнее, третью, поскольку еще недавно эти культовые здания, несмотря на их официальный музейный статус, использовались для хозяйственных нужд) жизнь – они входят в маршруты экскурсий, а в медресе располагаются экспозиции Салачикских древностей и связанных с ними музейных коллекций. Здание сейчас, после реставрации, стало востребованным и используется как место проведения тематических выставок, научных и научно-практических конференций, которых с каждым годом, в связи с возрастанием интереса к истории, становится все больше.
Тюрбе (мавзолей) хана Хаджи Гирея является главной достопримечательностью Салачикского комплекса. Оно «функционировало» с 1466 по 1551 гг. Здание Тюрбе представляет собой восьмигранное в плане (длина грани равна 3,7 м) толстостенное сооружение высотой 11 м со свинцовым куполом и выступающим в южную сторону порталом.
Археологические данные подтвердили сведения письменных источников о том, что Менгли Гирей возвел новую гробницу над погребением своего отца Хаджи Гирей хана. Остатки кладки времени первичного погребения были зафиксированы в ходе раскопок. Сверху над нишами размещен резной растительный орнамент в виде переплетающихся стеблей плюща с листьями, цветы, четырехлепестковые розетки и трилистники. Переход боковых стен портала в потолок оформлен в виде шести орнаментальных рядов. Каждая орнаментальная композиция портала начиналась внизу мотивом «розовый куст в арке с килевидным верхом».
В исламском искусстве «розовый куст, вписанный в арку», подобный изображению на портале Тюрбе хана Хаджи Гирея, символизирует «врата рая», т.е. переход души человека от земной жизни к небесной. Не случайно этот сюжет повторяется в украшении портала и расположен в основании орнаментальных лент, на границе нижнего (склепа) и верхнего помещений Тюрбе.
Завершением орнаментальной композиции портала является верхний фриз фасада, в котором читаются солярные и астральные символы. Некоторые участки наружной поверхности стен Тюрбе хана Хаджи Гирея покрыты процарапанными изображениями и надписями – граффити. Рисуночные граффити составляют непрерывный фриз, который опоясал все Тюрбе от входа в усыпальницу до западной грани.
Так как граффити занимали единую полосу шириной в один блок, то, вероятно, они наносились в течение короткого времени после сооружения здания. Наиболее интересные граффити: на восточной грани (над входом в погребальную камеру) – знак, который встречается на монетах хана Хаджи Гирея, на северо-восточной грани – изображение Тюрбе хана Хаджи Гирея и еще нескольких Тюрбе, расположенных поблизости, на западной грани – «Кузнечик», «Всадник» и «Корабль». Под мавзолеем, ниже уровня дневной поверхности, находится усыпальница (склеп) первых ханов Крымского ханства.
Лучший способ изучить Крым, Салачик – приехать сюда и все увидеть самому. Гостиницы, еда – есть. Например, в этнографическом центре «Ашлама-Сарай» (практически на территории комплекса) Вас примут и неплохо обслужат. Крымская кухня. Алкоголь – стоп. Можете заказать номер заранее, а можете приезжать по мере свободного времени. Неизвестно ни одного случая, чтобы туристы отсюда уезжали недовольными.